Виды полуприцепов — назначение и особенности применения

09 апреля 2024
347
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 5,00

Полуприцеп — это несамоходное несамостоятельное транспортное средство (ТС), использующее тягач в качестве опоры, а также в роли движущей силы. У него нет двигателя, аккумулятора или места для водителя. Его колеса расположены только с одной стороны — в задней части. Оборудование полуприцепа, включая фонари, охлаждающие установки, системы безопасности, электроприводы (и т.д.), подключается к бортовой сети грузового транспорта. Когда нет сцепки с седельным тягачом, передняя сторона опирается на телескопические лапы. В таком варианте полуприцеп может только стоять. Его транспортировка при помощи других ТС невозможна, в силу отсутствия колесного основания в передней части. В этом заключается главное отличие от прицепа.

Верхняя часть полуприцепа называется кузовом, и именно он определяет тип транспортного средства. Это может быть тент, фургон, борт, площадка с защитой грузов от внешних условий или без нее. Его конфигурация соответствует условиям транспортировки тех или иных изделий, товаров. Нижняя же определяет ходовые качества и нагрузочную способность ТС. Чем прочнее рама и больше колесных рядов (осей), тем больше общая допустимая масса перевозимых в полуприцепе грузов. Грузовое автомобильное шасси может отличаться высотой ССУ (седельно-сцепного устройства), тормозной системой, подвеской, колесами, шинами и некоторыми другими характеристиками, деталями. Какие основные виды полуприцепов можно выделить?

Контейнеровозы для тягача

Контейнеровозы для тягача
Фото контейнеровоза для тягача

Отталкиваясь от названия, можно догадаться о назначении такого полуприцепа. Он используется для перевозки пустых и загруженных контейнеров. Седельная тележка состоит из опорной рамы и колес. Как такового кузова у контейнеровозов нет. Есть только грузовая платформа с такелажными креплениями без бортов. Отличия в габаритах и весе контейнеров стали причиной появления нескольких разновидностей современных грузовых полуприцепов. Они отличаются размерами и высотой рамы. Низкорамные модели нужны для транспортировки высоких (чтобы общая высота не нарушала требований перевозки), а также особо тяжелых контейнеров.

Контейнеровозы могут оснащаться телескопической системой, увеличивающей длину рабочей платформы. Некоторые модели включают в себя выдвижные балки со знаками негабарита. Большинство таких ТС рассчитано для перевозки контейнеров разных размеров, имея крепления по всей длине рамы.

Полуприцепы фургоны

Полуприцепы фургоны
Фото полуприцепа фургона

Данный вид ТС обладает универсальной направленностью, имея полноценный закрытый кузов с жесткими стенками и крышей из стали, фанеры или сэндвич-панелей. В таком полуприцепе можно перевозить бытовую технику, нескоропортящиеся продукты питания или, например, сельскохозяйственную продукцию. Модель можно подготовить и для других целей, например, продажи товаров, оказания медицинских услуг, проведения лабораторных исследований. В этом случае устанавливается вся необходимая мебель и оборудование, проводится свет, организуется вентиляция. При заказе полуприцепа у производителя можно оснастить его боковой дверью, лестницей или смотровым окошком. 

Несмотря на наличие полноценных стенок и крыши, фургоны не способны защитить транспортируемые товары от холода или жары. Они не предоставляют возможности для настройки температуры или влажности, не могут долго сохранять тепло или прохладу. Поэтому сфера применения полуприцепов фургонов ограничена перевозкой неприхотливых товаров. От чего они точно могут защитить? От попадания пыли, дождя, снега и воздействия солнечных лучей. Так же, как и контейнеровозы, их перевозят седельным тягачом, что свидетельствует о внушительных размерах. Фургоны полуприцепы не бывают маленькими. Для решения локальных задач, например, развозки хлеба по магазинам города, используется более компактный вид транспорта. Чаще всего это малотоннажные грузовики фургонного типа.

Рефрижераторы и изотермические фургоны
Фото рефрижератора

Рефрижераторы и изотермические фургоны

Оба варианта имеют теплоизолированный кузов для сохранения холода внутри полуприцепа. Это главное отличие от стандартного фургона, стены которого имеют минимальную толщину. У изотермических моделей утепляется буквально всё: боковины, крыша, пол, передняя и задняя стенка. Ворота полуприцепа тоже включают в себя теплоизолирующий слой, а также уплотнительные резинки для герметизации проема. Это сделано для того, чтобы в изотермическом кузове сохранялся внутренний микроклимат. От толщины термоизолирующего слоя, а также уличной температуры зависит время работы полуприцепа — от нескольких часов до нескольких суток. Этого, как правило, не хватает для совершения длительных поездок.

Рефрижераторы дополнительно включают в себя холодильную установку. С её помощью можно настроить температуру в диапазоне 10-20 градусов. Данный тип грузовых теплоизолированных полуприцепов создан для перевозки охлажденных и замороженных продуктов на большие расстояния. Это может быть: рыба, мясо, молочные изделия, фруктово-овощные полуфабрикаты, замороженные ягоды и т.д. Характеристики фургонов, оснащенных холодильными установками, подходят и для транспортировки лекарственных препаратов, растений, некоторых химических веществ, материалов. Разобраться в моделях не сложно. Они отличаются: 

Тентованные полуприцепы для грузового тягача

Данный тип ТС обладает сравнительно небольшой массой из-за отсутствия полноценных стен и крыши. Их роль играет тент, который можно снять для выполнения погрузо-разгрузочных работ при помощи крана или вилочного погрузчика. Такие полуприцепы не хуже фургонов защищают грузы от внешних уличных условий, подходят для перевозки широкого перечня товаров. Недостатком тентовой модели является материал, который можно порвать или порезать, получив доступ к содержимому грузовой платформы. Во избежание хищения товаров, водитель тягача с таким полуприцепом должен останавливаться на охраняемых стоянках. 

Тентованные полуприцепы для грузового тягача
Фото тентованного полуприцепа для грузового тягача

На способ растентовки (снятия материала) влияет конфигурация тента. Бывают П-образные, полные и шторные варианты. Последние считаются наиболее удобными — их защитное полотно состоит из трех частей (двух боковин и крыши). Шторы полуприцепа могут складываться независимо друг от друга, что сокращает время растентовки и повышает удобство подготовки ТС к тому или иному виду загрузки. Например, для использования крана можно открыть (сдвинуть) только крышу. 

Если у шторного полуприцепа есть борта, его принято называть шторно-бортовым. Такие модели имеют более широкую сферу применения и дополнительную защиту грузов в виде стальных или алюминиевых ограждений. Шторные и шторно-бортовые полуприцепы для грузового тягача отлично подходят для перевозки строительных материалов, мебели, трубопрокатной продукции и других изделий. Главное их преимущество — вариативность способов и высокая скорость погрузки.

Автоцистерны

У такого транспортного средства нет тента или бортов. На полуприцеп устанавливается металлическая емкость, которая заполняется той или иной жидкостью. Автоцистерны отличаются сферой применения, что отражается на материале изготовления емкости. Она может быть предназначена для транспортировки пищевых продуктов (например, молока), топлива, химических веществ. Емкость включает в себя заливные и сливные клапаны, при помощи которых осуществляется загрузка и разгрузка. Для работы с таким полуприцепом не нужна спецтехника (за исключением тягача). При этом каждый рейс сопровождается чисткой, мойкой или санитарной обработкой цистерны (если речь идет о транспортировке пищевой продукции). 

Самосвалы и зерновозы

Самосвалы и зерновозы
Фото зерновоза

Полуприцепы с 3, 4 или 5 осями бывают не только с пассивной, но и с активной грузовой платформой. Последние используются для перевозки и быстрой выгрузки неупакованных сыпучих материалов — угля, грунта, щебня, горной руды и т.д. Такой полуприцеп оснащается подъемным стальным ковшом, с помощью которого груз высыпается сбоку или назад. В отличие от грузовика самосвала, такое ТС можно отцепить от автомобиля для последующей сцепки, например, с фургоном или контейнеровозом. Технические характеристики современного импортного или российского тягача позволяют эксплуатировать несколько разнонаправленных полуприцепов. 

Форма кузова самосвала во многом определяет сферу его применения. Полукруглые модели отлично подходят для транспортировки мелких материалов (песка, щебня). В этом случае выгрузка осуществляется без остатка. В прямоугольных удобно перевозить доски, битый кирпич и т.д. Отличительной чертой полуприцепа зерновоза является наличие тента (для защиты зерна) и часто — зерновых люков, встроенных в конструкцию задних распашных дверей. Они относятся к самосвалам, имея подъемный механизм. Среди моделей зерновозов встречаются ТС как с задней, так и с боковой разгрузкой.

Автовозы

Автовозы
Фото автовозов

Тягачом можно тянуть разные автоплатформы, в том числе предназначенные для транспортировки легковых или грузовых автомобилей. С помощью последних можно сохранить ходовые свойства, внешний вид и состояние нового транспортного средства, приобретенного, например, в соседнем городе. По сравнению с ж/д перевозкой, доставка автовозом обходится дешевле. А в сравнении с самостоятельным перегоном, она имеет меньше рисков. Использование закрытого тентованного полуприцепа, помимо всего прочего, обеспечивает защиту от осадков, пыли и грязи. На один автовоз может поместиться до 10 легковых авто или несколько грузовых. Чем различается данный тип ТС?

Тралы

Тралы
Фото трала

Полуприцеп трал имеет мощную раму, расположенную на небольшой высоте, а также специальные трапы для погрузки спецтехники. Последняя заезжает/съезжает с грузовой платформы самостоятельно, что связано с большим весом бульдозеров, кранов, погрузчиков, грейдеров и т.д. Низкорамная конфигурация такого полуприцепа обеспечивает хорошую устойчивость и небольшую общую высоту для возможности перевозки негабаритных грузов по дорогам общего пользования.

В зависимости от грузовой нагрузки, тралы разделяются на три категории. В полуприцепе третьего класса допускается перевозка особо тяжелой спецтехники, вес которой превышает 200 000 кг. Отталкиваясь от высоты, тралы могут быть высокорамными (от 100 см), низкорамными (до 90 см) и заниженными. У последнего типа полуприцепа высота платформы (до дорожного полотна) составляет не более 30 см. Такая техника особенно востребована в строительстве, сельском хозяйстве, а также некоторых производственных направлениях.

Цементовозы

Цементовозы
Фото цементовоза

По аналогии с автоцистерной, такой полуприцеп имеет цилиндрическую емкость. Она используется для перевозки сухих материалов, включая в себя люк для загрузки и разгрузочный конус. Данный тип ТС оснащается компрессорной установкой, с помощью которой цемент или какой-либо другой мелкодисперсный сыпучий материал разгружается на объекте. В передней части установлено сцепное устройство для тягача, в задней — лестница, обеспечивающая доступ к люку. 

Цементовозы удобны тем, что за один рейс можно перевезти большой объем материала. Это снижает транспортные расходы, исключая необходимость перегрузки цемента, извести или минерального порошка с одного вида транспорта (например, железнодорожного) на другой (автомобильный). Полуприцеп цементовоз способен доставить материал до места его хранения (или использования) без привлечения сторонней спецтехники.

Лесовозы

Лесовозы
Фото лесовоза

Полуприцепы, использующиеся для перевозки бревен, досок и других типов древесных материалов, называют лесовозами. Грузовая платформа оснащается стойками (кониками), которые удерживают древесину и при этом обеспечивают её проветривание со всех сторон. Несмотря на то, что качественная аэрация замедляет процессы гниения, время поставки бревен в пункты их обработки ограничено. По этой причине полуприцепы лесовозы часто используются в местах проведения лесозаготовительных работ. 

Они должны не только обладать большой вместительностью, но и уметь преодолевать большие расстояния по бездорожью. Данное условие повышает требования к числу осей и в целом к грузовому транспорту (не все тягачи для этого подходят). Чем больше рядов колес имеет полуприцеп, тем сложнее его буксировать. Оптимальным для данного типа ТС является двухосное автомобильное шасси. Оно обеспечивает достаточную нагрузочную способность и хорошую проходимость.

Щеповозы

В таком полуприцепе перевозят отходы деревопереработки — всевозможную стружку и щепу, которая идет на изготовление топлива, строительных материалов, удобрений. Как правило, он имеет высокие борта и закрытую конфигурацию для защиты от осадков. Это может быть цельнометаллический фургон, тент или полуприцеп самосвал. Многие производители выпускают универсальные ТС, позволяя также перевозить зерно, грунт, древесину и другие грузы. Они могут иметь боковую или заднюю разгрузку, разный объем и конфигурацию колесной базы. У некоторых видов полуприцепов для щепы есть система сдвижного пола. С её помощью осуществляется разгрузка материалов без привлечения спецтехники или ручного труда.

Бортовые полуприцепы 

Самый распространенный тип транспорта, имеющий бортовую конструкцию. Борта могут быть откидными или разборными (состоящими из отдельных планок). В бортовом полуприцепе можно перевозить строительные материалы, технику, доски, инструменты, трубы, другие изделия. Погрузка может осуществляться с любой стороны при помощи погрузчика или крана. Не исключается перевозка упакованных и неупакованных материалов, а также штучных товаров. Главным минусом такого полуприцепа является отсутствие какой-либо защиты от осадков. Поэтому транспортируемые изделия должны быть неприхотливыми к уличным условиям перевозки либо иметь герметичную упаковку. 

Бортовые полуприцепы 

Так же, как и в других полуприцепах, в бортовых предусмотрено наличие сцепного устройства для тягача. Высота передней стенки увеличена для защиты кабины водителя, пол изготавливается из износостойких материалов. За счет отсутствия цельнометаллического корпуса, массивных стоек, подъемных и других устройств, бортовой полуприцеп является одним из самых легких в своем классе. Сниженная масса при наличии полноценной стальной рамы повышает нагрузочную способность. Какие еще преимущества можно выделить?

Полуприцепы скотовозы

Используются в животноводстве для перевозки крупного рогатого скота, лошадей, птиц, овец и др. Внутреннее пространство такого полуприцепа должно обеспечивать безопасность и удобство для животных. Для этого в фургонах устанавливаются клетки, загоны, ящики. Перегородками и перекладинами разграничивается пространство, организуется вентиляция. Напольное покрытие должно быть устойчивым к влаге, при этом иметь рифленую поверхность. В полуприцепе скотовозе не должно быть острых углов, креплений, стоек и других элементов, способных нанести вред животным во время их транспортировки. Если речь идет о перевозке крупного скота, стоит позаботиться от прочности стен. 

Чаще всего скотовозы делают из изотермических фургонов. В этом случае можно работать не только летом, но и в межсезонье, а при условии наличия нагревателей и освещения — даже зимой. Для теплого времени года достаточно будет купить полуприцеп борт-штору или стандартный цельнометаллический фургон. Для перевозки мелких животных и птиц создается многоуровневое внутреннее пространство с разделением на секции и антивандальным покрытием перегородок. 

Критерии выбора полуприцепа

Полуприцеп нужно выбирать, опираясь на особенности транспортировки грузов, а также будущей эксплуатации ТС. Во внимание принимается:

Полуприцепы с рессорной подвеской подойдут для работы в тяжелых условиях, с пневматической — обеспечат плавность хода. Алюминиевые борта не такие прочные, как стальные, при этом они более удобные в работе и не боятся коррозии. Борт-шторы просто и легко разбирать, в отличие от классического тента. 

На что еще обратить внимание при выборе? На ремонтопригодность транспорта, стоимость и доступность запасных деталей. Если речь идет о ежедневной эксплуатации в условиях нашей страны, то лучшим решением будет выбор российского производителя. Покупая полуприцепы Brenor, вы получаете официальную гарантию, послепродажную поддержку, отсутствие проблем с сервисом и запчастями.

Оценить статью

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Оставить комментарий

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Комментарии (1)
Ответить на комментарий
Warning: Undefined variable $aria_req in /var/www/u2712907/data/www/brenor.ru/wp-content/themes/brenor/comments.php on line 85

Warning: Undefined variable $html_req in /var/www/u2712907/data/www/brenor.ru/wp-content/themes/brenor/comments.php on line 85

Warning: Undefined variable $consent in /var/www/u2712907/data/www/brenor.ru/wp-content/themes/brenor/comments.php on line 90

Warning: Undefined variable $post_id in /var/www/u2712907/data/www/brenor.ru/wp-content/themes/brenor/comments.php on line 99

Warning: Undefined variable $post_id in /var/www/u2712907/data/www/brenor.ru/wp-content/themes/brenor/comments.php on line 102

Добавить комментарий

    Запросить коммерческое предложение

    Оставьте свои контактные данные,
    наши специалисты свяжутся с вами.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных