Перемещение грузов в общем потоке движения транспорта накладывает на владельца и водителя фуры ряд обязательств. Масса автомобиля вместе с загруженным седельным прицепом должна соответствовать требованиям, указанным в постановлении № 272 и ФЗ № 257. Нормативная база также включает в себя правила распределения веса груза с учетом конструктивных особенностей автопоезда. Допустимая нагрузка на одни колеса часто отличается от максимально разрешенной на другие. Поэтому даже соблюдая общие требования к массе, можно стать участником административного нарушения. Как правильно рассчитать и распределить грузы по площади кузова транспортного средства? Сколько тонн допустимо перевозить в стандартной фуре?
Перед тем, как перейти к законам и формулам, стоит разобрать понятие допустимая масса. Это первый критерий, на который опираются сотрудники ГИБДД во время проверки грузового транспорта. Допустимая масса указывается в паспорте автомобиля, как и любого другого ТС. Она включает в себя не только вес грузовика, но и общую массу товаров, материалов или грузов, которые можно разместить в кузове за один раз. Таким образом, чтобы рассчитать максимальный вес, нужно из общего значения вычесть массу автомобиля (например, 40-9=31 тонна).
Второй критерий проверки — допустимая нагрузка на ось. Если на передних или задних колесах наблюдается перегруз, на транспортное средство накладывается штраф. Почему это так важно? Грузы оказывают давление на дорогу через оси с колесами. Чрезмерная сила является причиной деформации и разрушения дорожного полотна. Помимо этого, неправильное распределение нагрузки на транспортные оси ухудшает управляемость ТС. В таком виде седельные тягачи с тентованными, бортовыми или фургонными прицепами становятся опасными для других автомобилей.
Так как в составе автопоезда вес груза распределяется по осям, то его возможности зависят от конфигурации и грузовика, и тележки. Простыми словами, общая допустимая масса ТС с трехосным тягачом будет отличаться от двухосного варианта. Тут нужно учитывать каждую ось, независимо от места её расположения. Есть ли конкретные указания для транспортных средств того или иного типа?
Согласно действующему законодательству РФ, двухосный тягач с двухосным полуприцепом рассчитан на нагрузку до 36 тонн. Он же только с трехосной или четырехосной зависимой тележкой способен взять на борт до 40 тонн. Такой же тягач с пятиосным полуприцепом может перевозить до 44 тонн. Самыми высокими показателями обладает четырехосный автомобиль с четырехосным седельным прицепом. В такой конфигурации, общая нагрузка на транспортные оси может достигать 48 тонн.
Как обстоят дела с отдельными рядами передних и задних колес? Тут нужно понимать, что осевая нагрузка зависит от конфигурации самой оси. Она может быть:
Рассматривая вопрос нагрузки на транспортные оси, нельзя не рассказать о существовании односкатных и двускатных сдвоенных осей. В первом случае с каждой стороны будет стоять по одному колесу, во втором — по два. Естественно, двухскатные рассчитаны на транспортировку более тяжелых грузов, выдерживая в среднем вес на 1 тонну больше. Как производится расчет нагрузки на модели с четырьмя (удаленными друг от друга менее чем на 2 метра) осями? По формуле: 6 (до 1 м), 7 (от 1 до 1,3 м), 8 (от 1,3 до 1,8 м) или 9 тонн (1,8-2 м) на каждую из них (в зависимости от расстояния).
В Беларуси, Казахстане и некоторых других странах показатели максимально допустимых нагрузок не отличаются от России. Трехосные автопоезда в составе тягача могут брать на борт до 28 тонн, четырех- и пятиосные — до 36 и 40 тонн груза соответственно. Максимальный вес на одну и каждую ось в странах Евросоюза — 11,5 т. При этом у них (как и у нас) все транспортные единицы делятся на виды. В Чехии, например, допустимый максимальный вес трехосного автомобиля, использующегося для внутренних перевозок грузов, составляет 25 тонн. При этом двухосный прицеп может работать с общей массой до 18 т.
Везде ли можно грузить фуру одинаково? Нет. Разрешенные нагрузки на оси одних и тех же транспортных средств в разных странах могут отличаться. Так, например, тягач с четырехосным полуприцепом в Норвегии в нагруженном состоянии должен иметь вес не более 50 т, в Великобритании — до 32,5 т. В Германии максимально допустимая нагрузка на 4 оси такая же, как в нашей стране — 36 т. Данную особенность нужно знать при совершении международных перевозок. Неправильный расчет или превышение веса в европейских странах может стать причиной получения огромных штрафов. Только соблюдение всех норм и правил перевозки, требований к упаковке и закреплению грузов в конкретном государстве способно гарантировать отсутствие претензий со стороны контролирующих служб.
У фуры может быть разное число осей, и на каждую из них тем или иным образом должен распределяться вес груза. Как его правильно рассчитать? Какие есть правила определения (в допустимых нормах, не нарушающих законы) массы для грузовых автомобилей на каждый ряд колес? В первую очередь, нужно узнать, какая часть веса будет приходиться на прицепную транспортную платформу. Это значение известное — оно составляет 75%. Поэтому перед расчетом нагрузки на транспортные оси, нужно определить грузоподъемность седельного прицепа. Для этого складываем два значения (массу автомобиля 7 т пока не учитываем): грузовой тележки (например, 10 т) и груза (15 т). По данной формуле вес прицепа в нагруженном состоянии будет 25 тонн. Чтобы определить общую осевую нагрузку на прицеп, нужно от этого значения найти 75%. В данном случае это будет 18,75 т.
Как узнать нагрузку на оси, а если быть точнее — на каждую заднюю ось прицепной техники? Разделить 18,75 на 2, 3 или 4. Таким образом, в трехосном полуприцепе каждый ряд колес должен принимать вес не более чем 6,25 т. Как рассчитать другой параметр — нагрузку на транспортные оси автомобиля? Сделать это нужно по следующей формуле, обязательно с учетом конфигурации буксирующего автомобиля. Массу прицепа прибавляем к весу транспортируемого груза (10+15), полученное число (25) умножаем на 0,25 (нагрузка на авто составляет 25%) = 6,25 т. После этого прибавляем вес грузовика (6,25+7), определяя нагрузку на оси (13,25).
Для определения допустимой массы на заднюю или задние оси (при условии, если их несколько), нужно 13,25 умножить на 0,75, так как на них приходится 75% веса. Получается 9,93 т — максимальная нагрузка на задние колеса. Если задних осей 2, то 9,93 делим на 2. Как узнать нагрузку на переднюю ось авто? 13,25 — 9,93 = 3,32 т. В интернете можно найти онлайн-калькуляторы, позволяющие выполнить нужные вам вычисления. Формулы, используемые в определении нагрузки на прицеп, могут включать и другие характеристики ТС, например, длину кузова или расстояние между осями.
Даже если вы используете тягач с пятиосным полуприцепом, можно получить штраф за превышение максимально допустимой нагрузки. Согласно статье 12.21.1 КоАП, наказание может относиться как к водителю, так и к владельцу транспортного средства. При этом размер штрафа будет зависеть от:
Как правильно рассчитать месторасположение грузов и не нарушить правила перевозки? Помимо учета нагрузки на оси, нужно грамотно произвести загрузку. Для этого есть схемы размещения грузов в тентованной фуре или других видах прицепной техники. Например, в еврофуру помещается 15 паллет в два ряда и три в передней части, установленные вдоль. Однако даже в этом случае нужно учитывать вид груза, определяющий нагрузку на оси. Не нужно объяснять, что паллета с кирпичом на весах покажет намного больше килограмм, чем стопка утеплителя или коробка со средством для посуды. При этом пустые поддоны можно использовать в качестве демпферов, размещая их между грузами. Так вы минимизируете риск перемещения паллет во время движения по плохому дорожному покрытию. Какие еще есть рекомендации по проведению погрузочных работ?
Существует несколько способов определения осевой нагрузки. Оборудование весового контроля снижает риски возникновения аварий, связанных с перегрузом. Как и где происходит измерение груза? Системы статического взвешивания устанавливают в пунктах проверки большегрузов. Это специальные весы, на которые по очереди заезжают транспортные средства. Измерение осуществляется после полной остановки автомобиля с грузом, обеспечивая максимальную точность результатов. Системы статического взвешивания позволяют не только выявить перегруз, но и неверное распределение груза в кузове ТС. Данный способ подходит для всех типов грузовиков, в том числе двухосного тягача с пятиосным полуприцепом.
Какие есть недостатки? В пунктах статического контроля всегда образуется очередь. Для вычисления веса груза каждое ТС нужно загнать на весовую платформу, что увеличивает время проверки и создает пробки. Несмотря на наличие электронных систем, в этом процессе задействованы люди. Они указывают различные данные, связанные с грузом, видом ТС, конфигурацией колесного основания. Можно ли узнать правильность распределения груза в автоматическом режиме и без остановки транспорта? Да. Для этого придумали системы динамического взвешивания. При помощи специальных датчиков они измеряют давление груза (вместе с авто) на дорожное полотно, позволяя в считанные секунды проверить, не превышена ли допустимая нагрузка на ведущую ось (и любые другие).
Использование динамического весового контроля увеличивает пропускную способность. Однако такие средства измерения уступают статистическим системам в точности. Поэтому по пути движения часто размещаются дополнительные пункты для проверки груза избранных ТС. В них уже проводится статическое взвешивание, позволяющее выявить нагрузку на переднюю или заднюю часть авто с минимальным уровнем погрешностей. Самым прогрессивным и максимально быстрым способом выявления допустимой нагрузки является использование рамок весового контроля. Они работают вместе с камерами, которые фиксируют номерные знаки машин и нарушения правил перевозки грузов. Общая и распределенная масса вычисляется без остановки ТС.
Way cool! Some extremely valid points! I appreciate you penning this article and the rest of the site is also very good.